В чем популярность восточных единоборств?

Комментарии к записи В чем популярность восточных единоборств? отключены

Запад с восточными единоборствами серьезно познакомился в конце 19 ст. Это было дзю-дзюцу. Затем пошла мода на каратэ. Потом — случился бум кун-фу, который вызвала деятельность Брюса Ли. Корейцм удалось тхэквондо – сегодня олимпийскую дисциплину – продвинуть в массы.

Очень любят в мире боевые системы юго-востока Азии, «самурайские» системы фехтования и пр. Почему потомки европейцев, покоривших в свое время почти мир, так увлеченно занимаются восточными системами? Неужели у нас нет достойной альтернативы?

В России всегда умели драться. Кулачные бои практиковались, как народная забава, хотя  их не отнести к сколько-нибудь развитым единоборствам. Многие современные «русские» стили — это новоделы. Может быть, и заимствовано что-нибудь из народных танцев, из обычных кулачных боев. Однако создание качественных школ возможным стало благодаря знакомству их авторов с восточными в том числе спортивными системами.

Но систем на Руси не было. Не могли проходить обучение древние наши дружинники, то есть профессионалы. Потомки получили разве что поздний штыковой бой. Но был ли он специфически русским? Пособия представили общепринятый образчик штыкового боя, выстроенный на основе фехтования шпагой. Налицо – европейская традиция.

А в Европе были боевые искусства. Нам известно о них по учебникам, фехтбухам. И эти техники ни в чем не уступают восточным. Может, и наши системы боевые развивались в том же русле, но источников об этом нет.

Почему европейские боевые искусства уступили место восточным? Ведь еще в 19 в. японская борьба была чем-то типа экзотики, развитой и эффективной. Ключевые боевые японские школы порождены мирным временем. С 17 столетия, после прекращения феодальных войн, самураи были не при деле. Они занимались физическим и духовным самосовершенствованием, изучали и систематизировали боевые техники. Кроме того, работали с методиками работы с психикой, которые развиты в буддизме. В итоге, тесно переплелись боевые искусства и религиозная философия с практикой. Отсюда и пошли эти стройные, эффективные и экзотичнее системы.

Японские системы не имели почти внешних стимулов для своего развития, и законсервировались более 300 лет назад. А европейские активно развивались, адаптируясь к новым условиям и противникам. Изменились оружие и тактика. К моменту прихода в Европу восточных единоборств традиционные системы существовали как народные виды боя, незнакомые широкой публике, или спортивные виды (бокс, борьба, фехтование). Хоть и существовали в военной среде реальные боевые системы, они таки отмирали. Восточные единоборства интересовали гражданских лиц, потому что с Востока проникли первыми системы рукопашные, не так востребованные у военных. А оружейные и армейские техники японцы заимствовали у европейцев, скажем, штыковой бой. Между прочим, на Востоке бокс был оценен по достоинству, но белым, падким на экзотику, не сказали об этом.

Европейские спортивные единоборства стали прямыми наследниками традиционных систем. Но, хотя они и достигают в своей области совершенства, узкоспециализированны и у них нет «духовной» составляющей. Кстати, так было не всегда. Ряд школ фехтования содержал весьма сложные философские построения.

Увы, но кое-что было утеряно в процессе эволюции. Спортивные единоборства призваны были решать узкие задачи, а восточные заполонили освободившиеся ниши. И каждый может найти, благодаря разнообразию, то, что именно ему надо – речь о прикладном и спортивном аспекте, оздоровительном, философском и религиозном. Популярности восточных систем очень способствует ореол таинственности, даже мистики и сверхрхординарные боевые качества. Хотя большинство из них обзавелись чисто спортивными чертами, не имея преимуществ над западными борьбой, боксом и фехтованием.

Есть еще один аспект – оздоровление. Хотя и восточные, и западные атлеты по очереди превосходят друг друга в долголетии и в физических возможностях.

Остались философская и эстетическая составляющие. Искусствам древним воинов присущи ореол тайны и красивые легенды, а еще — чувство сопричастности. Они красивы, пропиарены и эстетичны.

Создать профиль



Войдите в свою учетную запись